Триумф белой глины
Более 1500 лет назад, неизвестный китаец-гончар из провинции Као-Линг случайно при плавке соединил белую глину (позже она была названа - каолин) с чистейшим речным песком, добавив немного шпата. В результате получился просвечивающий черепок удивительного белого цвета, которой к тому же поразил гончара твердостью, и в то же время превосходил блеск инея и снега. Правда, уже тогда у китайцев были печи, способные раскаляться до температуры в 1500°С.
Производство фарфора было монополией самого императора, который и получил свое название «цин-цзе» или просто «цы».
На Руси до Петра Первого вся керамика, именовалась цениной, возникшей из этого китайского «цы». Русская знать стала обзаводиться этой цениной с XVI века. Сохранилась фарфоровая сулея (сосуд с узким горлом) царевича Иоанна Иоанновича, оправленная в позолоченное серебро.
Значится ценина и в описи имущества Бориса Годунова (1588 год), а сто лет спустя – среди имущества князя В.В.Голицына.
Своего благородного материала у нас тогда не делали, а за большие деньги покупали или получали в подарок от иностранцев.
Европейцы познакомились с видом тонкой керамики в XIII – XIV вв. от неугомонного итальянца Марко Поло, прожившего 17 лет на Востоке и написавшего затем прекрасные мемуары о своих многолетних странствиях по восточным странам.
В XVI – XVII вв. китайский фарфор и японский фарфор в Европе стал предметом роскоши и коллекционирования.
Увлекся дорогими вещичками и Август II, император Польши и курфюст Саксонии. За один лишь сервиз он отдал королю Пруссии целую роту драгун.
В конце XVII в. Европа стремительно меняет практически все стандарты, которые касаются зодчества, искусства, одежды… Королевский двор теперь предпочитает демонстрировать не только богатство, но и вкус. В моду входит чай и кофе, которые еще больше продвигают изделия из китайского материала в дома знатных горожан.
Изобретению тонкого вида керамики в Европе поспособствовал финансовый крах Августа II, который отдает приказ о пленении и заключении алхимика Иоганна Бетгера, чтобы он занялся изобретением … золота, о чем тот однажды после основательной попойки похвалился перед собутыльниками. Наблюдал за алхимиком известный ученый аристократ граф фон Чирнхауза.
Бетгеру ничего не оставалось делать, как всячески показывать свое рвение. Однажды при изготовлении тиглей из глины, он обнаруживает, что черепки удивительно похожи на "порцелан". Он показал монарху один из таких черепков и произнес: «Вот, Ваше Величество, из чего делается порцелан!». На дворе стоял 1709 год. Государь получил деньги, а алхимику было пожаловано звание дворянина.
В городке Мейсен, расположенном недалеко от Дрездена, Бетгер построил мануфактуру, которая много лет спустя получила мировую известность.
Но наслаждался своей славой Бетгер только десять лет. В возрасте 37 лет он внезапно скончался.
В 1740 г. в маленьком французском городке Венсен были освоены технологии получения так называемого мягкого "порцелана", не требующие слишком больших температур обжига, но зато рельеф на его поверхности становился четким, а краски были яркие и свежие. Залежи каолина были обнаружены под Севром, где и была обустроена фабрика. Здесь химик Жан Элло изготовил свои, ставшие знаменитыми на весь мир, краски. Синюю он назвал в честь правителя, а розовую в честь госпожи Помпадур.
Екатерина II заказала здесь большой набор, состоящий из 774 предметов.
В 1-й половине 1740-х годов к Олимпу двинулась и наша страна. Во времена царствования Елизаветы Петровны в Петербурге построена порцелиновое производство. Заниматься им было поручено Д. И. Виноградову, который вместе с М.В. Ломоносовым обучался в одной из европейских стран. Он довольно долго и мучительно шел к намеченной цели, и в 1756 году он ее достиг.
Но сам мастер не вынес перенапряжения и неизвестного у нас недуга. Два года спустя он скончался, когда ему едва исполнилось 38 лет.
Екатерина II пожелала, чтобы на фабрике изготовили фигурки, представлявшие все народы, проживающие на территории России. Типажи были заимствованы из книги известного в то время путешественника, этнографа и натуралиста И.И. Георги.
В 1784 году воображение придворных поразил арабесковый сервиз на 60 персон из 937 предметов, повторивший тот, что был заказан в Севре в 1778 году. Сам Рашет, известный скульптор из Севра, изготовил модель для настольного украшения набора – императрицу, окруженную аллегорическими фигурами. Затея была нешуточная, курировал ее генерал-прокурор сената князь А.А.Вяземский, а описание столового прибора поручили первому поэту империи Г. Р. Державину.
В XIX веке в России появляются частные предприятия Гарднера, Попова, братьев Корниловы, Батенина, Миклашевского, оставивших заметный след в истории. Но скоро всех их поглощает производство М.С. Кузнецова, которое наводняет державу недорогими и доступными многим изделиями.
На сегодняшний день история русского фарфора насчитывает более 260 лет.
Поделиться статьей: