Заказ обратного звонка
Оставьте Ваши координаты и мы позвоним Вам, чтобы ответить на все вопросы.
Ваше имя
Телефон
E-mail
Ваш вопрос

Приложения
Categories
  • 8 (495) 215-03-88
  •       8 (800) 707-03-18
  • Пн—Вс 9:00—22:00

Тонкости производства хрусталя

8 марта 2016

Взглянув в историю зарождения современного хрусталя можно установить, что впервые идея по его созданию посетила головы англичан: они добавили в шихту небольшое количество свинцовых окисей, благодаря чему стекло «зазвучало» по-новому, его грани засверкали невиданными ранее переливами, а материал стал прозрачным.

Если говорить о классической рецептуре хрусталя, то речь идёт о консистенции с 24% содержанием свинцового оксида. Впрочем, в продаже можно найти изделия и с гораздо высшим показателем этого материала – до 30%. Специалисты установили, что оксид свинца влияет на чистоту «звучания», уровень прозрачности материала, его прочностные характеристики и даже на вес.

Широкое распространение получил не только свинцовый хрусталь, но и бариевый. Мировая известность принадлежит чешским хрустальным и стеклянным изделиям, а именно Bohemia. Главное его отличие заключается в использовании калиево-кальциевого стекла.

На сегодняшний день продукция, процентное содержимое оксидов свинца в которой не превышает 4%, относится к стеклянным предметам. Если же указанный показатель превышает 10%, то это уже «хрустальное стекло». Продукция со свинцом до 30% - хрусталь с повышенным числом свинцовых оксидов.

Как изготавливают разноцветный хрусталь


Далеко не всем обывателям известно о существовании невероятно красивого цветного хрусталя, который имеет огромное число отличий от традиционного прозрачного материала. Главная его особенность – присутствие в составе металлических окисей, благодаря которым и формируется тот или иной оттенок.

Цветные бокалы и фужеры легко наполнить аристократическим благородством, окрасив его в розовый, зелёный, синий или фиолетовый цвет. Хотите получить красивое творение красного цвета? В таком случае необходимо добавить небольшое количество золота и кадмия. А если вам нужен романтический розовый оттенок - добавьте немного кремния.

Отметим, что у каждого производителя есть собственная «рецептура», благодаря которым и создаются неповторимые фирменные оттенки. В 18-19 веках европейские фабрики при производстве добавляли в консистенцию немного урана и коллоидного золота. Такая продукция считалась самой дорогой, высококлассной и безупречной в художественно-композиционном плане.

Производственные основы

Производство столь утонченного материала – многогранное и трудоёмкое мероприятие. На первом этапе мастера расплавляют шихту, на основе которой и изготавливается конечный продукт. Речь идёт о специальной смеси, где в разных пропорциях присутствуют оксиды свинца, поташа и песок. Именно благодаря свинцу хрусталь в итоге и отличается от традиционного стекла.

Перед началом выплавки необходимо с предельно возможной точностью определить весовую часть каждого компонента, после чего все ингредиенты аккуратно перемешать и отправить для обжига в печи. Сырье выплавляют в высокотемпературных печах (температура варьируется в пределах от 1300 до 1500 градусов). Над изготовлением одного предмета может трудиться сразу несколько мастеров, поскольку процесс остывания расплавленной массы происходит очень быстро.

Форму будущему шедевру придают посредством трубки, а затем снова помещают в печь. Отметим, что в этом процессе принимает участие несколько специалистов: прессовальщики, наборщики и выдувальщики.

Чтобы вещь остывала равномерно, ее отправляют на отжиг. Там она находится не менее полутора часов. В течение этого времени температура постепенно понижается до 50 градусов. Такая термическая обработка делает стекло на порядок прочнее и термоустойчивее.

У места контакта со стеклодувной трубкой срезают верхнюю часть. После чего итоговый продукт проверяют на качество (измеряется толщина стекла, кривизна нижней части, наличие осадочных пород, пузырей и камней).


Декоративная обработка


Хрустальные вещи принято украшать специальной огранкой или неглубоким матовым рисунком – гравировкой. Широкое распространение получила и так называемая «алмазная грань», при которой наносятся специальные борозды, пересекающиеся между собой. После такой обработки, декорированные участки шлифуют и полируют.

Для повышения блеска и «прозрачности» во время полировки используют кислоты. Вот только такая обработка способствует «замыливанию» общего рисунка.

Ручное изготовление хрусталя


Наполнить цветной хрусталь его первозданной красотой можно только в условиях естественного освещения и ни одни лампы для этого не подойдут. Небывалой эстетической ценностью может похвастаться только изготовленный вручную. Такие изделия словно наполнены теплотой и неимоверно приятны при тактильном контакте.

У коллекционеров особо цениться накладной хрусталь. Главное его отличие – филигранное переплетение нескольких слоев – бесцветного и цветного. При срезании накладного слоя создаются грани, причём абсолютно прозрачные. Данный тип произведений очень ценен, ввиду технологической сложности производства и мастерской огранки, которую по силам выполнить только настоящему профессионалу.

Декоративные элементы наносятся исключительно вручную и с ювелирной точностью. За счёт этого и создается фантастически притягательная магия цветовых вариаций. На сегодняшний день двухслойную вариацию можно по праву считать вершиной технологически-декоративного искусства, выраженного в стекле.

В прошлое уходят года, люди, технологии. Хрустальные шедевры остаются нашим потомкам, как демонстрация пути, который пришлось пройти не только этому великолепному материалу, но и всему человечеству. Кто знает, возможно, уже завтра мы станем свидетелями рождения принципиально нового и более красивого продукта на основе стекла.