Отличительные черты итальянского фарфора
Первое предприятие, специализирующееся на производстве итальянского фарфора, появилось только в 1720 году, на территории Венеции. Открытию уникальной мануфактуры предшествовало дерзкое ограбление.
Речь идёт о похищении из Мейсенского предприятия оригинальной фарфоровой массы, которой завладел известный германский мастер Гундер. Именно он и принял непосредственное участие в открытии первоначальной фабрики в Италии. Спустя некоторое время здесь начали производить белый твёрдый материал.
Находчивый и предприимчивый Гундер каждое свое изделие декорировал витиеватой росписью, замысловатыми орнаментами, в которых отчётливо прослеживались китайские мотивы. Отличительной чертой творений ранних лет было практически точное подражание китайским произведениям искусства, что в целом было характерным и для компании Мейсена.
Фактически сразу же открылся и второй завод. Он также появился в Венеции. Вот только отцом основателем его стал известный ювелир по имени Джованни Вецци. Спустя 20 лет он прекратила свое существование.
К 1764 всё в той же Венеции возводят вторую фабрику. Повторить успех своих германских собратьев решился ремесленник Джеминиано Коцци. Почти что сразу же она начала выпускать большое количество всевозможных предметов: столовые сервизы, итальянские чайные сервизы, кофейные сервизы Италия и другую посуду. Они не могли похвастаться высокой художественной ценностью, но были вполне доступными для среднестатистического покупателя.
Куда более интересной оказалась порцеллановая продукция, выпускаемая на заводе, основанным Карло Джинори. Это предприятие построили в небольшом городке под названием Доччиа в 1735 г. Уже к 1746 создавались начальные экземпляры посуды, и по сути сразу же они стали доступными для покупателей.
К 1896 году происходит слияние двух компаний – миланского предприятия Ричард и Джинори. Именно тогда и возникло уникальное общество, специализировавшееся на керамических созданиях – «Richard Ginori».
Вскоре это уже был полноценный концерн, под началом которого трудилось порядка 8 заводов. Они функционируют и сегодня.
В течение нескольких лет продукция компании Джинори производилась исключительно на каолиновой массе. Ингредиенты были импортными и завозились из Китая. Ранние работы отличались сероватыми нотками, а после обжига многие предметы покрывались характерными трещинами.
К 1770-му местные ремесленники решаются окончательно отказаться от иностранной сырьевой базы, остановившись на местном. Материал в итоге был белоснежным и невероятно прочным.
На раннем этапе своего становления детище Джинори специализировалось на производстве фарфора, который всецело наследовал венские и мейсенские изделия. Это было вполне ожидаемо, учитывая, что именно там были сосредоточены лучшие заводы во всем мире.
К концу 18 столетия на мануфактуре начал формироваться уникальный художественный стиль. Частично это было связано с появлением нового оборудования, а также открытием собственной художественной школы.
Художники обучались у иностранных специалистов фарфорового искусства. По 1755 компания выпускала главным образом творения из белого материала, без каких-либо орнаментов и сложных рисунков.
Постепенно начали появляться вещи в виде витиеватых завитков, кораллов и раковин. Спустя несколько лет появилась первоначальная продукция с доминирующей фиолетовой гаммой, выполненная в классическом дизайне.
Шедевры из благородного материала выделялись необычными художественными решениями: чайники и кофейники оснащаются декоративными замочками. Фактически это был небольших размеров выступ, углубление.
К 1738 г. Карло де Бурбоне, восседавший на троне Неаполя, решился открыть собственное производство в непосредственной близости к дворцу. Это предприятие получило название «Королевская фабрика фарфора Каподимонте». Если перевести это название, то легко получить «Вершина горы».
Ремесленники решились приступить к изготовлению достаточно больших по своим размерам вещей. Это были массивные фигуры, вазы и декоративные элементы, используемые в качестве архитектурного оформления дворцовых построек. Здесь трудился великолепный ремесленник Джиованни Казелли, занимавшийся резкой камня. Он занимался моделированием великолепной рельефной посуды, на её поверхности изображались мифологические и морские сюжеты.
Профессионалы мануфактуры создавали невероятные порцеллановые композиции с реалистичной пластикой – это были древнегреческие боги, мифологические герои, комедийные персонажи.
В 18 веке в Италии уже производили твёрдый материал. Он использовался для производства скульптур, бытовых предметов, домашней утвари. Декоративные вазы и сосуды украшали невероятной красоты рельефные декоры, характерные для стиля рококо и барокко. Так и появился уникальное направление Каподимонте, в котором филигранно переплелись традиционные венецианские нотки и неаполитанские технологии.
В 1759 г. основные производственные мощности были перенесены в небольшой городок около Мадрида. Монарх искренне полагал, что первоклассной красоты произведения могут производиться исключительно на территории Италии. Вот только сразу же после переезда производство останавливают.
В 1821 его закрывают, а стиль продолжает существовать даже в наши дни.
История итальянского фарфора невероятно богата и самобытна. Она наполнена трагическими событиями и судьбоносными решениями. Несмотря на то, что изначально местные мануфактуры лишь наследовали лучших представителей Германии, постепенно им удалось выработать собственный почерк. Со временем он не потерял актуальности, а сделался еще более почитаемым и популярным во всем мире. Приятных покупок!
Поделиться статьей: