Особенности сервиза «Первое метро в СССР»
В далёком 1935 году в столичном регионе не было никакой подземки. Она только находилась на стадии реализации, открывались первые станции метрополитена. И какой же презент был преподнесен новому технологическому чуду Москвы в начале его существования?
В это сложно поверить, но таким подарком стал великолепный по своей красоте и мастерству реализации чайный сервиз. Что примечательно – речь идёт непосредственно о чайном сервизе, а не столовом, кофейном или любом другом. И посвящен он был первому метро на территории СССР.
Для многих творческих личностей чай сопутствовал новому и вдохновляющему творчеству. Неудивительно, что мастера из Ленинградского фарфорового завода решились использовать небольшие кружки, сахарницы, чайники, а также блюдца в качестве холста для собственного творчества. Кто же стал инициатором создания столь уникальной композиции?
Если взглянуть в историю, то над идеей композиции изначально трудилась великолепная художница Протопопова Людмила Викторовна, которая в узком дружеском коллективе была известна, как «грохочущая». Такое прозвище она получила за то, что практически сбивала на пути всё, несмотря на изящную комплектацию. Вместе с Алексеем Скворцовым они активно обсуждали всевозможные идеи. Приложила руку к созданию уникального набора и Ева Штриккер, одина из самых талантливых промышленных дизайнеров из Венгрии.
Основное объяснение – неповторимость и уникальность московского подземного дворца. И здесь главное, это не красота столичных станций, которые и без того просто неотразимы. Особенность московского метро заключается в Кольцевой линии, которой нет ни в одном другом городе или стране.
В соответствии со старой легендой, когда Сталину принесли на утверждение предварительный план будущей подземки, он наслаждался ароматным напитком. Во время обсуждения некоторых нюансов на документации остался отчетливый отпечаток – в центральной части схемы. Этот вариант и оказался завизированным, который пришлось воплощать в жизнь.
Если внимательно присмотреться к тематической росписи становится очевидным, что она полностью соответствует тематике 30-х г. прошлого века. Её посвятили самому важному этапу строительства социализма – сооружению первого в мире метрополитена. На фарфоре изображены новые станции, изображения московских зданий, трудящиеся, которые устраивали демонстрации, а также вездесущие портреты Кагановича, Сталина, Скворцова. Это были не только вожди социализма, но и обычные ударники, работавшие над созданием подземного дворца не покладая рук.
Следует обратить внимание на то, что крышки сливочников, сахарниц, а также чайников украшены невероятными композициями, на которых изображен серебряный нагрудный знак. Его даже сегодня можно увидеть в виртуальном музее «Москва в артефактах».
На сегодняшний день фарфоровый сервиз является уникальным произведением искусства. Его ценность невозможно переоценить, поскольку столь непревзойденное мастерство впервые удалось материализовать в плоскости обычного комплекта посуды. Каждый его элемент, каждая деталь – демонстрация филигранного мастерства и утонченного вкуса создателей, художников. Сегодня «Первое метро в СССР» - достояние страны, народа и общества.
Поделиться статьей: