Немецкий фарфор: история появления и отличительные черты
Отцом основателем немецкой фарфоровой посуды можно считать невероятно амбициозного алхимика по имени Иоганн Бёттгер, трудившегося с известным геологом, физиком и математиком Чирнхаусом.
В начале 18 века ему удалось получить первый экземпляр керамического материала. Речь идёт о так называемой «красной массе» - прочной, твёрдой и легко обрабатываемой консистенции, которую можно было расписывать, гравировать и полировать. Впрочем, аналог современного фарфора был получен 2-мя годами позднее, когда удалось обнаружить белую глину. Она и стала основным компонентом новой «массы».
В 1710 около городка Мейсен, где и были обнаружены залежи глины, основывают первую в стране мануфактуру во главе с господином Бёттгером. Первые изделия из нового материала были произведены тремя годами позже. Отличительная черта ранней продукции – плохое качество, наличие пузырьков в структуре, неровная поверхность. Брак нивелировался за счёт рельефных узоров и лепнины. Спустя пару лет качество улучшилось в разы, и необходимость в богатом декоре отпала. Мейсенский порцеллан достаточно быстро стал олицетворением исключительного качества и безупречного вида.
Все предметы обильно покрывались глазурной прослойкой, а вот в плане оформления отчётливо прослеживалась «китайская» преемственность. Параллельно создавались великолепные по своей красоте решения, расписанные серебром и золотом.
Господин Бёттегр ушел из жизни в 1719. В то же время на предприятие пришёл новый художник – Иоганн Херольд, ранее осваивавший мастерство в Вене. Именно ему и пришлось взять на себя бразды правления предприятием. Благодаря его стараниям качество товаров улучшилось в разы. Производственная технология была улучшена, принципы декора пересмотрены.
В этот же отрезок времени появляются первые товары, предназначенные покупателям, и фарфор завоевывает популярность среди немецких монархов. На мейсенском заводе создавали настоящие произведения фарфорового искусства, причём это была не только традиционная посуда, но и письменные принадлежности, табакерки, скульптуры, всевозможные фигурки и часы.
При всем своем высоком качестве у вещей, произведенных на мануфактуре Meissen, отсутствовал собственный визуальный стиль, не говоря уже об особом декоре. Фактически, до средины 18 века все немецкие мастера банально заимствовали декор китайских образцов. Лишь с приходом Херольда у местной фабрики начинает формироваться собственный творческий почерк. Художники осознавали всю многогранность и важность декоративной составляющей продукции.
Огромной популярностью пользовались массивные декоративные вазы и прочие бытовые предметы. В каждом элементе отчетливо выделялась форменная плавность, а также расписные решения. В значительной степени использовались приёмы, характерные для китайского искусства эпохи Средневековья. Невероятно популярными были цветочные мотивы, композиции, орнаменты.
К 1730-му на первый план выходит «луковый» декор, ставший одним из самых распространенных на территории европейских стран. Главная роль в нём отведена восточным орнаментами, композициям с гранатом. Интерпретация данного изображения визуально имела много общего с луковицей, что и поспособствовало формированию соответствующего названия росписи.
Мейсенский завод находился на своем пике. В этот важный момент на фабрике начинает работать и Иоганн Кендлер. С его приходом впервые разрабатываются невероятно яркие, стильные и вместе с тем необычные изделия, в которых отчётливо прослеживается стиль рококо.
Для 40-х характерной чертой становится доминирование цветочных мотивов. Это были не только отдельные цветочки, но и полноценные букеты. Так вырабатывается уникальный творческий почерк – «цветы». Знаменитый на весь мир «японский дворец» украшался великолепными фарфоровыми скульптурами. Это были полноразмерные животные.
Благодаря Иоганну Кендлеру удалось создавать невероятно разнообразные миниатюры и фарфоровые фигурки, в которых изображались музыканты, популярные придворные дамы, горожане и обычные крестьяне. Скульптору удалось с филигранной точностью передать «живой» образ каждого героя, каждого персонажа. Период правления скульптора завершился лишь в 1763 году.
На смену «цветущим» 60-м годам пришёл упадок, а стиль рококо сменил классицизм – для него характерной была сухость, яркость, и отсутствие оптимизма. Естественно, это не способствовало совершенствованию и развитию мануфактуры. Вновь наступают времена наследования древних и китайских орнаментов, собственное направление отодвигается на второй план.
Художественный стиль уходит в прошлое. Идеи улетучиваются, теряются важные наработки, художественно-композиционное качество стремительно падает.
Именно мейсенская фарфоровая фабрика в течение долгих лет определяла моду на фарфоровую продукцию, благодаря ей формировались тренды. И лишь с открытием Венского предприятия заинтересованность в материале возросла в разы.
В 1745 город Мейсен был захвачен прусскими войсками. Солдаты унесли с собой практически всю белую глину. Она была перенесена на территорию Пруссии, где местные мастера предпринимали попытки самостоятельно произвести благородный материал. Вот только эти смелые начинания так и не увенчались успехом.
В 1757 открылась знаменитая на весь мин Берлинская фабрика. Все товары ее отличались подражанием мейсенских мастеров. Впрочем, и здесь удалось произвести несколько оригинальных обеденных сервизов и чайных сервизов.
Сегодня все краски, используемые на мейсенской мануфактуре, воссоздаются по древней рецептуре, разработанной сотни лет тому назад. В общей сложности на фабрике получают порядка 10 тыс. всевозможных оттенков. На сегодняшний день компания выпускает более 170 тыс. различных предметов.
Немецкий порцеллан пережил несколько важных периодов на пути своей идентификации и становления. Изначально германские мастера лишь наследовали китайские творения. Впрочем, со временем немецкий фарфор приобрёл самодостаточность, которая сохранилась до наших дней.
Поделиться статьей: