

История появления современного хрусталя
Греческое понятие «krystallos» (в переводе «кристалл») с незапамятных времен ассоциировалось с прочным и высококачественным видом стекла. Что касается наших соотечественников, то довольно продолжительный период времени вспоминали хрусталь и стекло Чехии. Впрочем, в этом нет ничего предосудительного или необычного. Именно в этой небольшой стране еще в древности освоили технику работы с хрусталем. Ремесленные основы, традиции и технологические секреты «стекольного» искусства передавались от поколения к поколению и успешно применяются даже сейчас.
Специалисты полагают, что освоение технологии производства стекла является одним из наиболее важных этапов в эволюционном развитии человека. Самая старая археологическая находка из этого материала датирована 5 тысячелетием. В I веке до н.э. на территории, где сейчас находится Чехия, жили кельты, у которых на тот период были собственные мастерские по производству стекла.
Если верить древним летописям, то стеклоделы селились в отдаленных городках и поселках, располагающихся около подножья гор и живописных местах. Каждый мастер не только осваивал премудрости изготовления хрупких изделий, но и хранил их рецептуру втайне. Разглашение секретной информации каралось истязаниями, а иногда и смертной казнью.
Готовые произведения искусства, например бокалы и фужеры, распродавались по всем уголкам мира. Неудивительно, что именно торговцы изделиями из стекла зачастую открывали неизведанные территории и устанавливали с местным населением политические, торгово-экономические, религиозные и общественные связи. Столь продолжительные и длинные путешествия были крайне опасными, при всей своей выгоде. Разношерстые разбойники с огромнейшим удовольствием грабили слабозащищенных купцов.
В эпоху Средневековья сложно было найти страну, в которой бы не знали о чешской стекольной продукции. Мастера не только освоили технику производства, но и выработали уникальный стиль, создавали невероятно красивые цветовые композиции, орнаменты, не говоря уже об оригинальности форм.
С XVI ремесленники приступили к активному изучению техники изготовления прозрачного стекла, что для той эпохи было настоящим технологическим прорывом.
В период XVI – XVII вв. Прага уже олицетворяла собой уровень развития искусства и науки Европы. Неудивительно, что здесь научились гравировать предметы из стекла. На европейских рынках продукция чешских стеклоделов была просто вне конкуренции.
Спустя несколько лет в Чехии открыли первую профессиональную школу по стекольному делу. Не прошло и пары десятилетий, а слава о мастерстве её учеников разошлась по всему миру. Отличительная черта заведения заключалась в том, что здесь преподаватели трепетно относились к вопросу сохранения производственных традиций и с особым усердием передавали их современникам.
В XX веке индустрия стекла вышла на новую веху развития. Все промышленное производство пошло по двум направлениям – машинное, предусматривающее серийное изготовление изделий, и ремесленное, выделяющееся более сложными формами, утонченными линиями и невероятно красивым декором.
Очевидно, что преобладающее большинство хрустальной продукции, представленное в общественных местах, павильонах и торговых точках, относиться к первому ответвлению. Чаше всего можно увидеть бокалы и фужеры для вина, для воды, для шампанского. Такие изделия более доступны для среднестатистического покупателям, но вместе с тем, очень интересны с художественно-композиционной точки зрения.
На сегодняшний день выделяется несколько хрустальных разновидностей, отличающихся составом и свойствами:
• богемский – изготавливается из калиево-кальциевого стекла;
• горный – в основе лежит обычный кварц природного происхождения;
• бариевый – хрусталь, произведенный с добавлением бария;
• свинцовый – стекольные изделия с преобладанием окиси свинца.
«Звучание» хрусталя определяется процентным содержанием перечисленных выше компонентов (в большинстве случаев оксида свинца). От них же зависят: вес, уровень прозрачности, блеск, а также прочностные характеристики.
Во время варки Гусевского хрусталя, концентрация свинцового оксида составляет 24%, не более. За счёт этого изделия получаются очень прочными и вместе с тем могут похвастаться великолепными оптическими свойствами. На гранях посуды можно уловить витиеватые переливы цветов, а при легком ударении о поверхность раздается мелодичный и очень тонкий звон стекла.
В преобладающем большинстве случаев хрустальную продукцию декорируют гравировкой, представляющей собой матовый рисунок с неглубоким проникновением внутрь структуры материала.
Основой любого хрустального изделия является шихта (консистенция, состоящая из свинцового оксида, поташа, а также песчаной смеси). Этим он собственно и отличается от традиционного стекла.
Сырьевой «базис» предварительно расплавляют в специальных плавильнях, где температура может превышать полторы тысячи градусов. Отметим, что эта масса предрасположена к быстрому затвердеванию, поэтому с одним изделием зачастую работают от 2 до 5 человек.
Около печи неизменно трудятся выдувальщики стекла. Им составляют компанию наборщики и специалисты по прессованию.
После выдувания определенного изделия ему необходимо придать строгую форму и отправить на отжиг. Суть последнего заключается в остывании шедевра и равномерном распределении температуры по его структуре. Весь процесс осуществляется в печи и в среднем длится не более двух часов с постепенным снижением температуры до 50 градусов.
Верхнюю часть изделия (у той части, где находилась выдувная трубка) предельно аккуратно срезают газовой горелкой. Лишь после этого изделие осматривают на предмет наличия камней, а также присутствия пузырей и прочих структурных дефектов.
Изысканные изделия принято декорировать аккуратной алмазной гравировкой. Предварительно наносится разметка, после чего хрусталь направляется к мастеру. Весь процесс создания алмазных граней осуществляется на специальных абразивных кругах.
После такой обработки алмазная грань приобретает характерный матовый оттенок. А вот чтобы Ваши бокалы и фужеры для виски стали в достаточной степени прозрачным, их необходимо полировать химическими реагентами (серная и плавиковая кислоты). Завершив все манипуляции, изделие самым тщательным образом моют. Фактически готовый продукт самым тщательным образом проверяют, маркируют и направляют в упаковочный цех.
На протяжении последних трех столетий хрусталь пользуется уважением и любовью со стороны художников, ремесленников и обычных людей. Несмотря на то, что работать с ним достаточно сложно, этот материал продолжает оставаться одним из лучших в своем сегменте.
В нашей стране к наборам бокалов и фужеров всегда относились с уважением, почётом и любовью. Всего несколько десятилетий тому назад они был предметом роскоши и свидетельствовал о материальном достатке хозяев. Специалисты констатируют, что хрусталь – лучший инвестиционный инструмент, стоимость которого с годами только растет.
Поделиться статьей: