Заказ обратного звонка
Оставьте Ваши координаты и мы позвоним Вам, чтобы ответить на все вопросы.
Ваше имя
Телефон
E-mail
Ваш вопрос

Приложения
Categories
  • 8 (495) 215-03-88
  •       8 (800) 707-03-18
  • Пн—Вс 9:00—22:00

Чешская хрустальная история

2 февраля 2016

Как и где появилось понятие «хрусталь»? В чем заключаются главные отличия этого материала от обычного стекла? Почему женщины отдают предпочтение чешской бижутерии? Правда, что именно чешским хрусталем декорировали дворцы в России, Англии и Франции? Когда именно появился хрусталь на территории Чехии и в чем его уникальность? Раскроем все вопросы, которые затрагивает хрусталь и стекло Чехии.

Взглянув в историческое прошлое, можно встретить первые упоминания понятия «krustallos» в эпохе Древней Греции. Примечательно, что древние греки называли так хорошо знакомый современникам лёд, акцентируя внимание на его холодности, прозрачности и чистоте. Их очень удивлял тот факт, что обычная жидкость может превращаться в кристальные «камешки».

Спустя несколько лет грецкие исследователи обнаружили в глубинах пещер элемент, который визуально напоминал лёд. Сегодня учёным известно, что речь шла о монокристаллах оксида кремния. Суть понятия радикально изменилась, а вот самое название успешно дошло до нашего времени. Так «горный хрусталь» используется даже сейчас.

Что касается чешского стекла, то у него древняя история. Первые специализированные производства встречались во времена кельтов. А вот официальные упоминания датированы 1162 годом. Цеха мастеров-стеклодувов встречаются лишь к концу тринадцатого века. Они возводились около горных массивов, где было достаточно дешёвого сырья.

Настоящая слава чешского стекла приходится на Средние века. Тогда впервые заговорили об исключительном качестве продукции, реализация которой осуществлялась главным образом на землях Германии (в 1435 году можно встретить упоминания стекольных изделий на Франкфурте-на-Майне), Фландрии, Франции.

Впрочем, поставку изделий на территорию Европы ограничивала Венеция, которая на тот период была одним из главных конкурентов. Секрет успеха венецианских мастеров – наличие невероятно чистой соды, используемой в производственном цикле.

К средине шестнадцатого столетия в Чехии уже насчитывалось более 30 стеклозаводов. Регион активно осваивали саксонские мастера. О почётности ремесла говорит хотя бы тот факт, что император Рудольф II сделал дворянами сразу три семьи мастеров.

На этот период приходит и первые изделия с росписью. Ремесленникам удалось создать абсолютно чистое стекло, без каких-либо остаточных пород, что ранее было практически невозможно.

В восемнадцатом веке стал очевидным факт превосходства чешского стекла над венецианским, что было вполне очевидно и ожидаемо, принимая во внимание участие Венеции в тридцатилетней войне. Чешская посуда быстро заполонила прилавки европейских магазинов. Прославленным торговцем той эпохи считают Георга Крейбиха, который колесил по всей Европе и несколько раз посещал Российскую Империю.

Исследовательские работы и стеклодувы Чехии, путем проб и ошибок все же смогли создать всемирно известный чешский хрусталь. Визуально он имеет много общего с горным хрусталем.

Первопроходцем считают Михаэля Мюллера. Именно он в 1683 году во время экспериментов со свинцом смог получить первый экземпляр пластичного стекла, которое с филигранной лёгкостью принимало самую замысловатую форму. Естественно, столь изысканными изделиями похвастаться конкуренты не могли.

Венецианские специалисты оказались в безвыходной ситуации, и правительству пришлось искусственно запретить ввоз в страну стекольной продукции. Итальянские хрустальные и стеклянные изделия не смогли выжить в условиях жесткой конкуренции, и работать осталось лишь четыре завода.

В маленькой деревушке под названием Прахне в 1724 году впервые была создана хрустальная люстра. Мастером, воплотившим свою давнюю мечту в реальность, оказался местный житель Йозеф Пальме. Изделие настолько понравилось покупателям, что производство развивалось семимильными шагами, а потолочный декор можно было увидеть в большинстве европейских дворцов.

Лишь к девятнадцатому веку сколь либо существенную конкуренцию чехам смогли составить англичане (в действительности речь идёт о потомках чешских мастеров, высланных в эту страну). Они смогли не только создать невероятно красивые хрустальные бокалы и фужеры, но и окрашивать их, шлифовать и декорировать всевозможными способами.

Первые заведения, где обучали искусству шлифовщиков и стеклодувов появились в Новом Боре и Шенове.

Изделия из хрусталя поступают в продажу уже отожженными, что предполагает особую технику закалки стекольной массы. Изделие предварительно нагревают до температуры в 700 градусов и равномерно охлаждают, обдувая его. Это увеличивает прочность в 6 раз, а термостойкость не менее чем в 2 раза.

К двадцатому веку чешское стекло не только оставалось самым популярным, но и самым титулованным. Впрочем, экономическая ситуация 2008 года внесла свои коррективы и в эту отрасль. Значительная часть заводов в Чехии закрылась, а те, которым удалось выжить, еле держаться на плаву. Возможно, современный упадок даст в последующем мощный толчок для развития отрасли в республике и по всей Европе.

Отметим, что понятия «стекло» и «хрусталь» отличаются не только по звучанию, но и сути, а также контекста употребления. На Западе известно, что «хрусталем» обозначают стекло, в котором присутствует свинец. Если в консистенции стекла содержание свинца не превышает 4%, то его можно назвать привычным стеклом. Если же более 10% - хрусталь. А вот на территории США существует собственная система классификации.

Наличие в составе стекольной консистенции свинца позволяет увеличить прочностные характеристики материала, сделать его более мягким и податливым к последующей обработке. За счёт свинца изделие становится несколько тяжелее, а его стекло получает определенные дифракционные свойства.

Для потенциального покупателя необходимо знать об одной зависимости – чем выше концентрация свинца в стекле, тем более красочным окажется изделие.

Богемский хрусталь существует как в виде изделий ручной работы, так и штамповки. Хрусталь и стекло Bohemia Brilliant или хрусталь и стекло Crystalite Bohemia легко распознать по характерному шву, скрывающемуся у донышка или основания. Если шов располагается где-то еще, то это очевидное доказательство того, что бокал или посуда изготовлена не в Богемии, а другом месте.

Самыми важными критериями выбора хрусталя являются: качество полировки, точный состав, огранка. В последние годы отчетливо прослеживается тенденция популяризации непрозрачного хрусталя. Посредством всевозможных добавок получают разноцветные изделия.

Неизменно чешский хрусталь остается одним из самых лучших в мире и украшает практически каждый дом. Работы богемских мастеров могут радовать любой даже самый требовательный вкус покупателя. Приятных покупок!