

Cеврский фарфор
Особое место в мировом производстве занимает фарфор Севрской мануфактуры. Поговорка гласит, что «хорошего севрского фарфора не существует – есть только великий».
Мануфактура основана в городке Венсен в 1740 году и затем восстановлена в большей части в Севре в 1756, стала выдающимся изготовителем керамики в Европе во второй половине восемнадцатого века. Людовик XV был первым, кто вложил средства в молодое предприятие и стал его единственным владельцем в 1759 г.
Однако из-за потрясений во времена Французской революции, финансовое положение фабрики, в начале девятнадцатого века, было чрезвычайно неустойчивым. Будучи уже не королевским заводом, он потерял большинство своих покупателей.
Однако, назначение в 1800 Александра Броньяра (1770–1847) руководителем компнаии ознаменовало огромный прорыв в его деятельности. Образованный, и как инженер, и как ученый, Броньяр был невероятно способным, и он вложил все свои таланты в управление неблагополучной компанией. Он руководил Севрским заводом, до самой смерти, и за эти пять десятилетий смог повлиять на каждый аспект изготовления.
Большая часть старой и некрасивой посуды была немедленно распродана. Для замены устаревших моделей были разработаны новые дизайны, преимущественно в модном, более серьезном Неоклассическом стиле. Состав твердой пасты для фарфора был улучшен, а создание мягкой пасты, прекращено в 1804 году. Была разработана новейшая цветовая гамма эмали, и Броньяр курировал разработку небывалого типа печи, которая была более эффективной и экономичной.
Во времена руководства Александра, много фабричной продукции, первое десятилетие, очень нравилась господствующей империи, богатые композиции и тщательно продуманные фигурные конструкции. Чаще всего использовались основы, имитирующие мрамор или множество тяжелых камней. Спектр цветов эмали, разработанный Броньяром, упростил процесс достижения этих искусственных поверхностей, и считается, что его интерес к минералогии послужил толчком для этого вида художественного оформления.
Для творений, которые выпускали в наборах, таких как столовые и чайные сервизы, и даже декоративные вазы, предпочтение отдавалось схемам, которые связали объекты с точки зрения предмета, а также стилистически. Столовые сервизы были связаны посредством использования общей темы, в дополнение к общим границам и основанию цвета.
Один из лучших примеров этого можно найти в «Service des Départements», который был задуман в 1824 г. Каждая из тарелок была украшена известным топографическим видом департамента Франции, которую она представляла, и ее граница была окрашена маленькими миниатюрными портретами деятелей региона, а также символами важнейших искусств, отраслей промышленности и изделий области.
Такой же тип тематического единства был найден на кофейных сервизах, произведенных в 1836. Все составляющие украшены сценами, изображающими выращивание какао, из которого производят шоколад, или различные этапы в подготовке шоколада в качестве напитка. Композиции были задуманы и выполнены Жан-Шарлем Девели, художником города Севрс. Он был ответственным за большинство амбициозных столовых наборов.
Ассортимент товаров, выполненных в первой половине девятнадцатого столетия, был столь же огромен, как и множество вариаций высокохудожественного украшения, которые они использовали. Недавний каталог выставки, посвященный Броньяру в Севресе, свидетельствует о том, что были представлены девяносто два дизайна ваз, а также восемьдесят девять различных моделей чайных пар.
Предметы, включающие всевозможные принадлежности, необходимые для десертных сервизов, кофейных пар, для чая. Декоративные шедевры, такие как вазы и какие-то функциональные вещи, такие, как кувшины.
То же самое относится и к направлениям эстетического украшения, мануфактура работала в очень разнообразных направлениях во все времена. С ранних лет фабрики Sèvres, ее мастера скопировали не только современные композиции, но также и гравюры, и картины более ранних периодов. Однако под руководством Броньяра, предприятие стремилось копировать известные картины с определенным намерением, записав подлинный облик произведения, который все воспринимают более изысканным.
Были скопированы работы большого количества художников, но картины Рафаэля были особенно популярны. Фигура Рафаэля была отражена в вазе 1834 года, в которой миниатюрный стиль портрета живописца украшает поверхность шедевра.
Так же, как были скопированы работы более ранних мастеров, использовались дизайнерские приемы предыдущих времен. Переплетающиеся узоры керамической посуды Saint-Porchaire, шестнадцатого столетия служили вдохновением для высокохудожественного оформления чашек.
Форма чашек известна еще по эпохе Ренессанс, произведенных в Италии и Франции. Однако палитра ярко-красных, зеленых, голубых и желтых тонов заметно контрастирует с приглушенным коричневым и белым цветом шедевров Saint-Porchaire и отражает переосмысление исторических направлений, которая была характерна для множества вещей декоративно-прикладного искусства девятнадцатого столетия.
Эклектика и историзм, который характеризовал компанию в течение срока пребывания Александра Броньяра, продолжились и после его смерти в 1847 г. Изготавливание отражает дальнейшее желание технических инноваций, а также широкого объятия разнообразных стилей, которые использовались одновременно.
Посуда 1855–1861 воплощает отборное заимствование очертаний и мотивов, которое так часто встречается в продукции. Конфигурация, используемая для различных компонентов наборов, взывает и Китай, и Ближний Восток, очевидный намек на происхождение этих двух напитков.
Художественное оформление относится непосредственно к китайской керамике, сделанной в этой технике, и данное оформление использует множество китайских эмблем. Однако палитра розового и золотого, показывающая полностью европейский характер служит для нейтрализации азиатских аспектов.
Возможно, единственная нить, которая тянется от продукции Sеvres, является склонность заимствования различных исторических дизайнов и затем их объединение.
С приходом стиля Модерн, историзм потерял свою власть в Севрсе, и действительно повсюду декоративное искусство, и формы, вдохновленные по своей природе и характеризуемые асимметрией, становятся доминирующими. Эта уверенность относительно естественных очертаний, полностью очевидна в кофейном ансамбле 1900–1904.
Проектировщик, Леон Канн, использовал фенхель, растение, которое покрывает каждую часть. Вся концепция представляет исследование границ керамической среды, которая будет одной из особенностей определения керамического творения в двадцатом веке.
Севрский фарфор считается очень престижным, и является ценным для коллекционеров. Практически не один аукцион не обходится без изделий этой мануфактуры. Еще долгое время эти произведения искусства будут радовать своих поклонников.
Поделиться статьей: