Заказ обратного звонка
Оставьте Ваши координаты и мы позвоним Вам, чтобы ответить на все вопросы.
Ваше имя
Телефон
E-mail
Ваш вопрос
Приложения
Categories
  • 8 (495) 215-03-88
  •       8 (800) 707-03-18
  • Пн—Вс 9:00—22:00

Синие мечи Мейссенского фарфора

25 сентября 2014

Все-таки прав американский фантаст Клиффорд Саймак - наступает такой момент в жизни, когда начинаешь особо ценить полузабытые, полустершиеся в памяти образы из далекого детства. Есть один такой и у меня.

Моя бабка Олимпиада, в кругу семьи «баба Ада», а в далекой юности урожденная графиня фон Гернкорн, доводилась внучатой племянницей маркизу Жозефу д’Эстену, который в свою очередь, находился в родстве со знаменитейшим и древнейшим французским родом Роганов. В конце XIX века в Европе считалось престижным служить в русской армии, здесь хорошо платили. Поэтому, муж бабы Ады Густав поступил на службу, сперва в 82-ой Дагестанский кавалерийский полк, а спустя четыре года, после второго ранения, перешел на службу в пограничную стражу.

Над головами этого поколения дули такие ветры, что от приданного бабы Ады остались только золотой браслет в три листка, сахарные щипцы старой работы и фарфоровая сахарница из фарфорового чайного сервиза с пасторальным поцелуем сельских жителей, облаченных в яркие развевающиеся одежды и купидончиком, примостившимся сбоку. Так вот, на донце сахарницы, имелся торговый знак - две стилизованных перекрещивающихся сабли или шпаги синего цвета – синие мечи, образ которого врезался в мою тогда четырехлетнюю память насмерть.

iNEiiJ

Став постарше я узнал, что это знак знаменитой фарфоровой мануфактуры в немецком городе Мейссене, что неподалеку от Дрездена.

meissen2

Шло время, жизнь шла своим чередом, а очарование, впечатление, усиленное детством, не проходило. После прочтения «Знак четырех» А. Конандойла мое воображение разгорелось с новой силой – сокровища Востока, снова перекрещивающиеся мечи, только они не синие и их четыре.

Такому очарованию оказался подвержен не я один. Таких очарованных набралось пол-Европы. Здесь обошлось без Конандойла. Он к этому моменту еще не успел родиться. В Европе, в галантный век (1661—1789, фр.), образ фарфора всегда ассоциировался с сокровищами и чудесами Востока. И алхимическое открытие секрета его производства в 1709 году казалось чудом, да оно им и было.

Но случилось и еще одно чудо. Спустя 13 лет. Первый инспектор мейссенской мануфактуры, учрежденной в 1710 году, Иоганн Мельхиор Штейнбрук, обладавший врожденным чутьем дельца, придумал особую эмблему - скрещенные мечи, которая должна была служить отличительным знаком. История сохранила даже точную дату этого события – 8-ое ноября 1722 года. Знак оказался устойчивым, хоть очертания его и менялись слегка с годами, иногда исчезая с изделий и появляясь вновь. Он действует и до сих пор и всегда выполняется кобальтом в технике подглазурной росписи и всегда синего цвета. Даже в наше прагматичное время, до сих пор он считается одним из самых желанных логотипов в глазах поклонников изысканной роскоши. Это тем более становится понятно, когда обращаешь внимание на то, что оригинальные изделия мануфактуры с синими мечами никогда не повторяются, с каждой новой коллекцией, они всегда другие. Эти новые интонации помогают экспертам отличить подделки от подлинников.

0326

Вкусами европейской аристократии начала XVIII века управляли три стиля: тюркери, жапонез и шинуазри. Иными словами, турецкий, японский фарфор и китайский фарфор. Поэтому, в первые годы работы мануфактуры в Мейссене предметы готовились либо по лекалам, почерпнутым в восточных изделиях, либо появлялись образы собственной разработки, но все равно в стиле «а-ля-Ориент». Все это с восторгом принимала публика – были бы деньги. Фарфор был частью мифического мира Востока и мифа о Востоке. Это позже появятся востоковеды и востоковедение, серьезные исследования, трактаты и диссертации. А пока, это просто игривое, взбалмошное, романтическое увлечение совершенно в духе XVIII века.

1684-16-10

«…общества представляли картину самую занимательную. Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. Богатство, любезность, слава, таланты, самая странность, все, что подавало пищу любопытству или обещало удовольствие, было принято с одинаковой благосклонностью. Литература, ученость и философия оставляли свой тихий кабинет и являлись в кругу большого света угождать моде, управляя ее мнениями. Женщины царствовали, но уже не требовали обожания. Поверхностная вежливость заменила глубокое почтение.»
А.С. Пушкин «Арап Петра Великого».

Этот абзац дает прекрасный набросок нравов того времени.

Фарфор ценился выше золота. И сейчас ценится. Выше всего - подлинные изделия мейссенской мануфактуры. Цифры, которые выкрикивают на аукционах антикварного фарфора, больше похожи на номера карточек социального страхования, чем на цены за реальные предметы, которые можно потрогать. Каждый предмет расписывается вручную и несет на себе отличительные черты работы и индивидуальности мастера. Но процветает и рынок повторений.

iNECay

Искусство вообще развивается по определенным законам. Возвышенное – прекрасное - комическое – безобразное - вот этапы его юности – расцвета- увядания – старости. Фарфор – не исключение. Особенно рельефно эта динамика заметна при сопоставлении двух торговых марок мейссенского (немецкий фарфор) и севрского (Франция) фарфора. Каждый из них пережил эволюцию от возвышенного к прекрасному. И оба пребывают в равновесии формы и содержания. Два других этапа, этапа заката, они когда-нибудь произойдут, но много позже. Мессенский- более вычурный, более пасторальный, более пересыщенный множеством деталей и элементов псевдовостока и, как ни странно, более фламандский, пышущий здоровьем. Севрский - изящный, с более уравновешенной гаммой цветов, с разумной достаточностью деталей. И в развитии стиля и вкуса севрский продвинулся дальше навстречу взыскательным запросам современных потребителей.

Севрские мастера научились виртуозно управляться с глазурованным фарфором, вникли во все тонкости этого дела, изобрели свой собственный подход. Наряду с глазурованным фарфором в Севре придумывают «бисквит»- необливной фарфор, без глазури, который по фактуре напоминает античные изделия. Бисквит становится визитной карточкой севрской мануфактуры. Немудрено, что он постепенно оттеснил конкурента на вторые роли и лидером интереса знати Европы стал именно Севрский фарфор. Но это уже совсем другая история.

160_21_-1_10_4Mesien

Я же обречен навечно оставаться приверженцем Мейссена: обретенное в детстве стало частью меня самого. И это неплохо. Мне даже думается, что эту точку зрения разделяют многие. Уж таково обаяние "синих мечей".